Non-governmental All-Ukrainian Public Organization
"TV Viewers Association of Parents of Ukraine"

Єдиний в Україні сайт, на якому міститься найпотрібніша і найправдивіша інформація про медіа та кіноіндустрію і завдяки якому кожна сім’я може своїми діями впливати на ефективний захист психофізичного здоров’я своєї дитини, зберегти міць родини, та культурні і духовні надбання країни.

Батьки обирають найкращий телеканал 2017 року

Перший національний
Новий канал
ICTV
СТБ
Тоніс
1+1
Інтер
ТРК "Україна"


Батьки обирають найкращий телеканал для дітей 2017 року

Моя дитина
Малятко TV
Піксель TV
ПлюсПлюс

28.11.2005

Детвора сыграла в ящик

Напряженная тишина. Террористы и бойцы спецназа затаились за укреплениями, сделанными из потемневшего снега. Ждут, у кого первого сдадут нервы. Внезапно из-за снежного кома, за которым прятались федеральные войска, показывается полосатая шапка с помпоном и следом—весь 11-летний Артем.

—Я хочу быть террористом!—кричит он и в тот же момент получает снежком по лбу.
Тут же из своего укрытия вылезают раздосадованные «террористы»—пятеро мальчишек от 10 до 13 лет, лица их закрыты шарфами с прорезями. Взгляд через щелки презрительный и гордый.

—Бли-и-и-н,—кричит один из них,—ты мелкий и целиться не умеешь, так что будешь спецназовцем.

—Террористом быть интереснее,—поясняет мне вышедший из боя 11-летний Артем.—Они не ценят жизнь, лезут под пули, и всякий раз можно красиво умереть. Потом вот мне маски на лицах очень нравятся.

Игры современных детей сильно отличаются от тех, в которые играли их родители. Казаков-разбойников заменили этнические разборки с пытками и расстрелами перед камерой, а дочки-матери—игры в разводы и раздел имущества. Да и эти игры на самом деле редкость: наши дети вообще не умеют играть, а если играют—то примитивно, без фантазии.

В этом году в Лаборатории психологии детей дошкольного возраста при Психологическом институте РАО провели масштабное исследование и выяснили: 40% детсадовцев (в эксперименте участвовали 1000 дошколят) вообще не понимают, что такое ролевая игра.

Предоставленные сами себе, они рассматривали книжки, рисовали, собирали конструкторы, катали машинки, кидались кубиками или просто носились из угла в угол, но даже не пытались придумать игровую ситуацию, выстроить сюжет, примерить на себя роль или выстроить отношения внутри игры. «Дети, которые не играют в детстве, сильно отстают в психическом развитии»,—уверена Елена Смирнова, руководитель лаборатории, куратор исследования «Состояние игровой деятельности современных дошкольников и его влияние на развитие личности детей».

Чаще всего не умеют играть мальчики и девочки, которые растут в одиночестве и общаются не со сверстниками, а с няней или гувернерами. А еще те, чьи родители, озабоченные ранним развитием, начинают учить ребенка в два года читать, писать и решать логические задачи, вместо того чтобы дать ему поиграть.

Именно таким детям, уверена Екатерина Кадиева, член Европейской ассоциации семейных психотерапевтов, бывает трудно учиться: они просто не успели наиграться и пытаются восполнить «пробелы». «В своей практике с такими детьми я встречаюсь каждый день,—говорит она.—Ребенок в четыре года умеет все, кроме главного: вести себя и налаживать отношения. Каждый второй подросток, которого родители приводят на прием к Кадиевой, из таких.

Уже сейчас понятно, с какими проблемами столкнутся эти дети в будущем. По словам Елены Смирновой, они будут несамостоятельными, безынициативными, зависимыми от внешних обстоятельств, безответственными и инфантильными. И бороться с этим можно только одним способом, утверждает Смирнова: учить детей играть. Для этого в первую очередь надо показывать им тех, кто проводит свое свободное время «правильно».

У 60% малышей, которые во время эксперимента все-таки играли, наиболее популярными (30%) оказались традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская. 23% занимались куклами и машинками, а 15% сами придумывали игры «по мотивам» телепередач, фильмов и мультиков. Как ни странно, некогда популярные игры в полеты на луну, ГАИ и летчиков не вспомнил почти никто.

Игровые сюжеты всегда менялись вместе с обществом: в 60-е годы дети «летали в космос», в 70-е «стояли в очереди», в 80-е «участвовали в Олимпиаде». Сейчас игры «по мотивам» бразильских сериалов сменились «постановками» о бандитах и мутантах-бэтменах. Заглянув в несколько московских дворов, корреспондент Newsweekпознакомился с двумя человеками-пауками в одинаковых варежках, тремя «клонами» Саши Белого и его бригады, с работницами суши-бара, угощающими обедом из пожухлых листьев и разноцветных стекол, с менеджером, пытающимся продать нефть «американцам» в виде обледенелых камней, с несколькими волшебниками и магами, одной Умой Турман и шестью Джеки Чанами, которые в соответствии с образом ни секунды не стояли на месте. «В садике я больше всего люблю играть в принцесс и принцев,—говорит 6-летняя Лиза.—Мы—принцессы—встречаемся с принцами, женимся и живем, как взрослые. Принцессы убирают в доме, моют, стирают, готовят обед, а принцы встают с утра и уезжают на весь день на работу».

В классической педагогике есть четыре уровня «глубины» игры. Первый—самый примитивный—сводится к простому манипулированию игрушкой, например, к кормлению куклы с ложки; четвертый же подразумевает сложные сюжеты: кухню, где «мама» готовит обед, выбирая продукты для супа, сервирует стол, кормит «малыша», ждет с работы «папу». Согласно исследованию, проведенному 50 лет назад психологом Даниилом Элькониным, тогда дети в 99% случаев к пяти годам осваивали высший игровой уровень. Эксперимент, проведенный лабораторией Смирновой—первый за последние полвека,—показал, что сегодня даже среди 7-летней детворы полноценно играть могут только 10%.

«Это комплексная проблема,—объясняет Елена Смирнова.—Во многом она связана с тем, что дети перестали черпать сюжеты для игры из жизни родителей. Они сами признаются, что не понимают, чем занимаются папы и мамы—юристы, экономисты, программисты и логисты, с которыми к тому же дети редко общаются». Кроме того, по ее словам, телевизор стал играть в детской жизни гораздо более заметную роль, чем, скажем, 10 лет назад. В Чапаева, Штирлица и Шарапова дети играли всегда, но эти образы были намного сложнее и продуманнее, чем то, что показывают сегодня,—а значит, и игры были интеллектуальнее, да и играли в них те, кто постарше.

«Очень интересно играть в “Бригаду”,—рассказывает 11-летний Андрей, встреченный мною в коридоре Московского дома детского творчества.—Для этого нужно собрать пять человек. Причем четыре обязательно умирают, а Саша становится мэром. Конечно, лучше всего играть за Сашу, но эта роль чаще всего достается самому сильному мальчику».

Производители игрушек быстро уловили новую тенденцию. «Сегодня для определения спроса не нужно проводить специальных маркетинговых исследований,—признает Константин Кривенко, председатель Национальной ассоциации игрушечников, генеральный директор ОАО “Звезда”, одного из крупнейших производителей настольных игр.—Достаточно посмотреть телевизор и положиться на интуицию». «Звезда» выпустила игру «Зачарованные» по мотивам одноименного сериала, которая тут же стала бестселлером.

Ассортимент магазинов игрушек готов удовлетворить любой вкус: фигурки Человека-Паука, звездных воинов, Гарфильда-вампиреныша и «бригадира» Саши Белого, Фродо и его электронный меч, орки, Шрек, Гарри Поттер,Робот-разрушитель, игра «Ночной дозор. Своя судьба», Годзилла и противник Супермена профессор Гангрена. 8-летняя Настя пришла в «Детский мир» в поисках своего любимого героя—Джеки Чана. «Он мне нравится, потому что хорошо дерется. К тому же Джеки Чан очень добрый,—тараторит Настя.—Он ни минуты не сидит без дела и все время совершает добрые дела. Например, если у кого-то сломалось электричество, Джеки Чан придет и починит».

По оценкам психологов Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета, большинство игрушек сегодня не только не побуждают ребенка к игре и творчеству, но напротив, тормозят его развитие. В центре осуществляется оценка игрушек с точки зрения их игровых возможностей. Большая часть современных игрушек вынуждает малыша реализовывать не свой замысел, а замысел производителя. Самодвижущиеся машинки, куклы с множеством аксессуаров, звери, реагирующие на хлопки и голос, и т. п. препятствуют активности и самостоятельности ребенка.

Для того чтобы попасть на прилавок, куклам и зайцам необходимо обзавестись только гигиеническим сертификатом, а насколько они вредны для развития ребенка, никто не оценивает. Раньше психолого-педагогическую экспертизу осуществляла специальная комиссия при Министерстве образования. Теперь централизованно контроль не осуществляется.

Конечно, родители сами должны думать, когда покупают ребенку ту или иную игрушку, настаивает Сергей Григорьев, специалист по современной игровой культуре. Но проблема в том, что ребенка не всегда можно уговорить. Вот, например, 11-летний Артем, который так и не смог «стать» террористом, на вопрос, не хотел бы он на Новый год получить какую-нибудь интеллектуальную, развивающую игрушку, радостно закивал головой. На вопрос «какую?» ответил не задумываясь: «Автомат Калашникова!»



Елена Кудрявцева
  • Кращі фільми для всієї родини



  • Кращі телеканали для всієї родини

    1. Перший національний

    2. 1+1

    3. ICTV

    4. Інтер



  • Кращі кінотеатри для всієї родини

    1.Мережа кінотеатрів "Одеса - Кiно"

    2. Розважальний комплекс
    "Дивосвіт" (м.Київ)

    3. Мережа кінотеатрів «Мультиплекс - Холдинг»
  •  УВАГА!  

    Шановні батьки! Просимо Вас у випадку виявлення фактів порушення законодавства України покликаного захищати суспільну мораль, або права неповнолітніх глядачів, слухачів, терміново звернутись до нашої організації із підтверджуючою інформацією (фото-відео зйомка, квитки кінотеатрів, запис телевізійних та радіопередач, тощо). Від Вас залежить європейський вибір, демократія, законність та майбутнє Української Нації. Майбутнє наших дітей в наших руках.


    Відповідальність за достовірність фактів, цитат, власних імен та інших відомостей несуть автори публікацій, а рекламної інформації — рекламодавці. Організація може не поділяти думку авторів. Організація залишає за собою право редагувати надані матеріали.

    Публікація в інших виданнях матеріалів рубрик "колонка Максима Ростоцького" та "Фотогалерея" можлива тільки за умов погодження з автором.

    При використанні матеріалів сайту посилання на нього є обов’язковим.


    © Телеглядацька Асоціація Батьків України, 2004—2006
    Контакт: info@tabu.org.ua

    Створено: Addesign.com.ua, 2006
                                                                    META-Ukraine