24.07.2006 Рекламные судорогиИнформационный вирус внедряет в наше сознание мысленные штампы.
Телеканалы, вынужденные вести интенсивную борьбу за зрителя, используют самые изощренные трюки, чтобы удержать наше внимание. ИНОГДА это приводит к весьма печальным результатам. Вот пример. Двенадцатый канал ТВ-Токио показывал очередную серию популярного среди японских малышей мультфильма «Покемон» («Карманные монстры»). Эпизод назывался «Полигон компьютерного воителя». Плохо прорисованные герои сериала вяло сражались между собой, пытаясь забраться в компьютер. Экран озаряли красные вспышки — взрывы какой-то «вакцинной бомбы», якобы убивающей компьютерные вирусы.
Крыса Пикачу, больше похожая на поросенка, вдруг засверкала глазами — и в тот же миг сотни ребятишек, сидевших у экранов, упали в обморок. Немало оказалось и таких, у кого вдруг возникли тошнота, судороги, временный паралич дыхания. Среди зрителей началась паника. Страх усугубляло странное совпадение — дети явно отреагировали на взрыв мультипликационной «вакцинной бомбы». Симптомы действительно напоминали воздействие какого-то оружия — эффективного и беспощадного. В тот день родители привели к врачам свыше 640 юных телезрителей. 142 из них пришлось госпитализировать.
Скандал, поднятый родителями пострадавших детей, заставил врачей публично признать, что они давно уже знают о существовании эффекта фотоэпилепсии, когда сочетание определенной частоты мелькания кадров, яркости и цветовой гаммы изображения может вызвать припадок эпилепсии. К сожалению, именно это сочетание (интуитивно, а иногда и сознательно) применяют создатели роликов, многократно усиливая таким образом воздействие рекламы на мозг зрителя.
Японцы отреагировали на скандал с заболевшими детьми очень оперативно — отменили показ очередной серии мультика. Но где гарантия, что подобная «бомба» не заложена в любой другой телепередаче? Ведь отрицательное воздействие телевидения не всегда проявляется так наглядно, как в этой истории.
Чаще всего насилие над нашим умом осуществляется скрытно. Независимые исследователи из российской лаборатории «Феномен» проверяли утверждение западных специалистов о том, что политическая и экономическая телеинформация определяет сегодня стиль жизни и поведение у 25% населения. Руководитель группы экспертов Ирина Потоцкая утверждает, что результаты тестов и опросов повергли их в шок: «Оказалось, что даже три часа, проведенные у телевизора, значительно снижают объем оперативной памяти у зрителя и заметно тормозят скорость его мышления. Особенно ярко это проявляется во время передач, перенасыщенных рекламными вставками».
Засилие рекламы опасно для нас еще и потому, что мы привыкли доверять печатному (или высказанному с экрана) слову. Недавние времена «развитого социализма» были богаты лозунгами. Призывы типа «Храните деньги в сберегательной кассе» или «Летайте самолетами «Аэрофлота» воспринимались с улыбкой, поскольку альтернативы у нас не было. Потому, вероятно, сейчас мы оказались психологически не готовыми противостоять обвалу рекламы, который обрушился на нас. Это похоже на полное отсутствие иммунитета во время эпидемии. Сравнение это, как утверждают эксперты, достаточно точное.
«Реклама по сути и представляет собой своеобразный информационный вирус, внедряющий в наше сознание (или подсознание) определенные стереотипы поведения и мысленные штампы, — объясняет Ирина Потоцкая. — Даже искушенные люди не всегда замечают, что оказались, как это принято сейчас говорить, «зазомбированными». Профессиональные рекламные ролики зачастую используют весьма изощренные приемы психологического воздействия, в частности принципы так называемого нейро-лингвистического программирования. Эти методы были в свое время разработаны и внедрены специалистами ЦРУ — с помощью невинных на вид (точнее, на слух) слов подчинить волю слушателя, навязать ему ту или иную точку зрения, подтолкнуть на определенные поступки. В мозгу человека намеренно формируется очаг повышенного возбуждения, который в ученой среде называют доминантой или зоной Раппорта. Такая доминанта, возникая в мозгу, быстро подавляет деятельность соседних участков коры головного мозга, а затем и подчиняет их себе. Происходит как бы сужение сознания — человек перестает критически воспринимать происходящее и контролировать свои поступки. В таком состоянии им легко манипулировать».
|