15.07.2006 Монстр с голубым глазом.А нужен ли самим детям закон, защищающий их от экранной и печатной
«чернухи и порнухи»?
Наверняка лучше, чем они сами, и даже лучше, чем их родители, это знают специалисты по детской психологии. Об этом говорит старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Уральского государственного педуниверситета, практический психолог Ольга ЖИЛИНА.
Не «очищение», а провокация.
— Не очищением, а провокацией назвал еще в 70-е годы телевизионную «чернуху» канадский ученый Жо Годфруа. Согласно его исследованиям, просмотр фильмов или телепрограмм, пестрящих сценами насилия, повышает уровень агрессии у зрителя. Особенно страшно попасть под влияние такого либерального экрана ребенку: киношные зверства он быстро начинает воспринимать как норму и в реальных отношениях между людьми. Насмотревшемуся «жесткого» кино подростку ничего не стоит найти объект для выброса своей агрессии «как в кино».
Хуже один раз увидеть...
— Ольга Владимировна, что в большей степени воспринимается ребенком — видеоряд или звуковая информация? Ведь наш отечественный экран не особо щадит и детский слух.
— Дети более воспринимают мир не через слова, а через зрительные образы. И увиденное очень сильно действует на психику, формирует поведение. Если то, что ребенок видит, несет агрессию, то страдает и деформируется его психика. Особенно этому подвержены дети, склонные к тревожности. А у малышей и даже у школьников с повышенной судорожной готовностью мелькание экрана способно вызвать эпилептические припадки, таких случаев немало.
Моя студентка Анна Карпенко в рамках дипломной работы провела исследования, в результате которых из числа исследуемых детей выявила 33 процента с высоким уровнем тревожности. Представляете — треть! Родителям их следует срочно избавить дом от компьютера с «кровавыми стрелялками» и резко — до 15—30 минут — сократить время телепросмотров для младшего члена семьи, причем включать только спокойные и добрые российские мультфильмы. И обратиться с ребенком к помощи детского психолога или психотерапевта. К сожалению, многие родители не замечают или не хотят замечать опасности. Ведь все это потребует и личных жертв: телеограничения коснутся всей семьи, а разве хочется самому отказаться от любимого времяпрепровождения у «телика»!
Осторожней с кулаками.
— В большинстве «кровавых» фильмов добро борется со злом и — побеждает. Что здесь плохого?
— А вот это уже подмена понятий. «Добрые» покемоны, трансформеры, рейнджеры буквально на куски рвут «плохих» персонажей, и выглядит это ужасно, безнравственно. Такой вот «покемончик» встретился мне недавно во дворе. Всклокоченный, обезумевший, с дубиной размерами больше себя самого, он чуть не сбил меня с ног. Выяснилось, что он гнался за «нехорошим» мальчиком, чтобы проучить его за какую-то проделку. Я едва привела его в чувство — так хотелось человеку «наказать зло».
Утверждение, что «добро должно быть с кулаками», способно причинить множество бед. Добро в своем понимании защищали многие исторические злые гении, один Гитлер чего стоит! И что нам Христос со своим «не убий!», если телевидение подает насилие «в благих целях» как норму. Нет, с кулаками надо быть осторожней.
То ли кровь, то ли водица.
— Говорят: кино — это не по-настоящему, а игра такая, и дети это обычно понимают. Может быть, и правда, чем ужасаться по поводу «телестрашилок», лучше объяснять детям, что это все «понарошку»?
— Когда наблюдаешь за игрой в детсадовской группе, то видишь все, что у детей происходит в семьях и чем обычно занято их время. И нетрудно заметить, что в последние годы уровень жестокости в игровых сюжетах очень вырос. Совсем малыши, они просто копируют телегероев, знающих, как надо убивать и унижать. Когда девочка баюкает куклу, она учится быть женщиной, матерью. Когда ребенок «понарошку» бьет и убивает, то скажите, чему учится он?
Так вот, через игру, сюжет которой взят из «кровавого» боевика, маленький человек привыкает не сострадать чужой боли, не жалеть, не понимать, что другому плохо. Телевидение с его «играми» ожесточает, и ребенок незаметно-незаметно обрастает «панцирем» нечувствительности. А опыт «невзаправдашнего» убийства в детских забавах, возможно, когда-то облегчит выросшему мальчишке совершение настоящего противоправного поступка. Известная истина: все преступники-отморозки выходят из детства, в котором видели бессердечие или играли в жестоких «героев». Так вот таких «героев» телевизор выдает нынче пачками, партиями — играй не хочу.
«Отрежьте у телевизора антенну!»
— Но, Ольга Владимировна, бороться с телевизором почти, если не вовсе, невозможно. Разве родители, которые то на работе, то заняты, и «ящик», который всегда дома, — в одинаковых весовых категориях?
— Вот поэтому и важно, чтобы Закон «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» все-таки был принят. Ну а пока... отрежьте у телевизора антенну. Или выкрутите из него какую-нибудь важную деталь. Или увезите его к бабушке в деревню. Да, и вы лишитесь любимого сериала, любимого ток-шоу, но уж жертвуйте... Ребенок, конечно, научится чинить антенну и отыщет спрятанную деталь. Но пока он этому еще не научился, представляете, сколько вечеров вы проведете с ним в разговорах, в нормальных добрых играх, в домашних хлопотах за компанию!
А если вы все-таки решите не портить дорогую вещь, то хотя бы во время рекламы глушите звук. И вообще всегда уменьшайте силу звука и не давайте телевизору греметь — негативное воздействие на психику будет поменьше. И пользуйтесь тем, что родительское мнение для ребенка до 10—12 лет все-таки значимо, и давайте свои иронические оценки тому, что в фильме, клипе или телепередаче дурно и пошло. И постепенно ребенок научится видеть это сам.
Телеглядацька асоціація батьків України
|